Святослав Теофилович Рихтер

Пианист. Музыкант. Мыслитель. Гений. Есть ли люди, которым незнакомо это имя? Это глыба, к который не знаешь с какой стороны подступиться — он и более доступен, близок, понятен, но и в тот же момент недосягаем, величествен чем кто бы то ни было. Многоплановая, разносторонне одаренная, неоднозначная яркая Личность.

Святослав Теофилович родился в Житомире 20 марта 1915 года. Детство и юность его прошли в Одессе. Его отец, Теофил Данилович, был известным музыкантом и преподавал в консерватории, мать, Анна Павловна, была большой любительницей музыки. Поэтому неудивительно, что свои первые уроки музыки маленький Р. получил уже в 5 лет. Занятия его носили крайне несистемный характер, до определенного возраста мальчик был предоставлен самому себе. Чем он с удовольствием пользовался, выбирая на свой вкус произведения, которые ему хотелось бы играть. Поначалу это были просто все ноты, которые имелись дома, затем он пристрастился к чтению оперных клавиров — всё это помогло ему научиться играть любую музыку с листа и стать исключительным аккомпаниатором. С 15 лет он, считая без какого бы то ни было академического образования, становится концертмейстером оперного театра, разъезжая гастролями по городам, набираясь опыта, но и параллельно помогая отцу. Май 1934 года — значительная дата. Рихтер дает свой первый концерт в качестве солиста, исполняя произведения Шопена. Концерт прошел с огромным успехом, но даже после этого Святослав Теофилович раздумывал о своей дальнейшей карьере в качестве сольного пианиста. Спустя несколько лет Рихтер все же решает поехать поступать в консерваторию, в класс великого Г. Г. Нейгауза. Сам Нейгауз был удивлен и заинтересован этим молодым, высоким, худощавым юношей, дерзнувшим приехать поступать в Москву, не имея никакого академического образования. Но его игра поразила и тронула не только Нейгауза, но и всех присутствующих на тот момент в классе его учеников. «По-моему, он гениальный музыкант», шепнул Г. Г. одному из них. С этого момента С. Р. — ученик в классе Нейгауза и студент Московской консерватории. Надо сказать, что Рихтер никогда не был примерным студентом. Дважды его исключали из консерватории за непосещение таких исключительно важных для того времени «политических» предметов (как-то на вопрос о том кто такой Карл Маркс Рихтер неуверенно ответил «Кажется социалист-утопист…»), но всякий раз восстанавливали по личному ходатайству Нейгауза.

С поступлением в Московскую консерваторию жизнь Рихтера резко меняется. В 1940 году он дает свой первый сольный концерт в Большом Зале Консерватории. Ему всего 25 лет. Казалось, что всего лишь одним этим концертом он смог наверстать то упущенное в качестве всеобщего признания, и начать свою очень долгую жизнь музыканта-исполнителя.

В 1945 году он первый и последний раз участвует в конкурсе. Тогда всем запомнилось его необычное выступление — перед его исполнением Баха в зале неожиданно погас свет и на сцену вынесли свечи. По воспоминаниям очевидцев тех событий, атмосфера того действа и само выступление музыканта отпечатались в памяти очень ярко, как и его игра, полная самоотдачи, тонкая, гениальная, подобная самой музыке Баха, тронула сердца каждого присутствовавшего там. Первая премия, по результатам конкурса, была безоговорочно отдана С. Р. Правда, тогда он поделил её с ещё одним блистательным музыкантом, учеником Фейнберга, Виктором Мержановым. Более ни на одном конкурсе Рихтер не играл никогда.

Далее последовало огромное количество концертов по всем городам России, которые даже не прекращались во время Великой Отечественной Войны (концерт в блокадном Ленинграде, о котором Рихтер рассказывает в фильме Бруно Монсенжона), исполнение 5-го концерта Прокофьева, по просьбе самого автора, который проходит с оглушительным успехом. Его пианистический репертуар включает совершенно невероятное количество произведений, которые, к слову, он играл всегда наизусть. К старости он начал жаловаться, что это огромный недостаток его памяти — он помнил имена всех людей, которые только встречались ему на жизненном пути, включая даже номера их телефонов!

На запад с концертами ему удалось выехать лишь в 1960 году. Сначала — Финляндия, затем череда концертов в США, далее он направляется в турне по странам Европы, которые впоследствии будет посещать с концертами довольно регулярно. И, наконец, Япония.

Нельзя сказать, что он был очень «удобным» исполнителем для его импресарио и устроителей концертов по всему миру. Рихтер играл где хотел, когда хотел и что хотел. Отменяя одни концерты, перенося другие, меняя программы своих выступлений. Мог, допустим, отменить ряд своих концертов в Америке, руководствуясь своим неприязненным отношением к стране «коктейлей, оркестров и музеев». Правда, эти факты он опровергает в легендарном фильме о самом себе «Рихтер непокоренный».

С 1964 года он, увлеченный идеей создать музыкальный фестиваль, устраивает его во Франции, затем — уже легендарные Декабрьские вечера в Пушкинском музее, традиция их проводить сохраняется и до сих пор, уже после смерти Святослав Теофилович

И, конечно же, Рихтер с огромным удовольствием играл и камерную музыку. Множество великих, талантливейших музыкантов играли вместе с ним — М. Ростропович, Д. Ойстрах, Н. Дорлиак (его жена), Д. Фишер-Дискау, квартет Бородина. Играет и с молодыми музыкантами — Н. Гутман, О. Каганом, А. Гавриловым, Е. Леоновой и многими другими. С дирижерами — К. Зандерлингом, Е. Мравинским, Л. Бернстайном, Рудольфом Баршаем, Г. фон Караяном, Р. Мути, В. Талихом и К. Клейбером. Кажется, что запас его силы, энергии, потенциала и феноменальной памяти, которая позволяет ему держать в голове совершенной необъятной величины репертуар, — неиссякаем.

С 1980-х годов Рихтер начинает выступать в полутемных залах, где можно лишь смутно видеть очертания его фигуры и ноты, стоящие на пюпитре. Такую необычную и неотъемлимую с той поры черту своих концертов Рихтер объяснял своим крайним нежеланием потакать зрителю в их «бесовском искушении вуайеризмом».

С годами Рихтер мог позволить себе любые причуды — то он пропадал куда-то на несколько месяцев, то отправлялся (в его-то 70 с лишним лет!) в путешествие из Москвы до Владивостока, по пути давая концерты во всех городах и весях тогдашнего Советского Союза. Он играет в маленьких и больших городах, в любых залах, на любых инструментах! И в этом весь Рихтер — он ценил больше настоящую, искреннюю, открытую простодушную любовь обычного зрителя, чем притворные, льстивые, сладкие комплименты и восторги знаменитых залов.

Ещё один его талант — талант художника. Всю свою жизнь он собирал картины и сам писал маслом. Некоторые из его работ сейчас хранятся в различных музеях и частных коллекциях.

Он был из тех редких людей, которые не любили говорить о себе, не любили восторгов и признаний в гениальности, особенно от своих друзей («Ну почему они так себя ведут? Мне от этого становится так больно!»), были крайне непритязательны в быту, бескорыстны. Он не любил никогда давать интервью, считая, что его концерты — это и есть его откровения. Он был крайне закрытым человеком, скупым на слова, обладающим острым и язвительным чувством юмора. В его дневниках иногда можно было встретить точные и едкие замечания о том или ином музыканте, сказанные прямо и без обидняков. К себе же он был, наверное, ещё более требователен и строг. Никогда он не был доволен ни одним своим концертом, всегда был готов критиковать себя, свою игру, стремиться сделать больше, лучше, выше...

Последние годы своей жизни Рихтер прожил во Франции в Париже, лишь незадолго до смерти вернувшись в Россию в Москву. Скончался Святослав Рихтер 1 августа 1997 года. Это день — огромнейшая утрата для всего музыкального искусства, потеря уходящего 20 века.

О Рихтере написано, снято много очерков, статей, книг, фильмов. Все разные, из каждого можно взять крупицу знаний и ощущений, представив на мгновение каким на самом деле был этот великий Музыкант, но душа его в каждом исполненном им произведении — как на ладони.


  • Сайт о Рихтере
  • Сюиты Генделя

  • Сюита № 2 фа мажор (HWV 427)
  • Сюита № 3 ре минор (HWV 428)
  • Сюита № 5 ми мажор (HWV 430)
  • Сюита № 8 фа минор (HWV 433)
  • Сюита № 9 соль минор

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru