Маурицио Поллини (Maurizio Pollini)

«Равновесие Поллини, безусловно, вошло в легенду, — отмечал в середине 70-х годов один из специалистов, — но становится всё яснее, что сейчас он начинает платить высокую цену за эту свою уверенность. Его ясное мастерство владения текстом имеет мало себе равных, его серебристая звуковая эманация, певучее легато и элегантная фразировка безусловно увлекают, но, как и река Лета, способны иногда убаюкать до забвения...»

Имя Маурицио Поллини известно сейчас почти каждому любителю музыки и профессионалу. Одно время этот музыкант входил в десятку лучших музыкантов столетия (по опросу музыкального журнала ???) наравне с такими музыкантами как Рихтер, Горовиц, Рубинштейн. Подобные опросы вещь субъективная в искусстве, но все же сам факт такого признания о многом говорит. Его масштаб одаренности поистине очевиден. Поллини был отмечен самим Рубинштейном после победы первого на Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве в 1960 году. Он получил множество восторженных рецензий в прессе, лестных слов и характеристик от пианистических мэтров того времени. Но Поллини имел собственную оценку своего исполнительского мастерства, которое кардинально разнилось со всеми отзывами, которые он слышал в свой адрес. Буквально на пике своей карьеры, имея немало количество ангажементов на выступления в разных городах мира, пианист твердо решает приостановить свою концертную деятельность на неопределенное время. Этому было много причин — и большие проблемы со здоровьем, и желание уделить достаточно времени самосовершенствованию, и найти себя в музыке. В течение нескольких лет о музыканте не было слышно практически ничего, что заставляло публику разочаровываться в своем кумире и постепенно забывать его. Но этот период не прошел для музыканта даром. Спустя годы артист предстал перед публикой зрелым, иным, состоявшимся, глубоким художником. Такое свойство музыканта — прислушиваться к себе и поступать как считает нужным и полезным — было присуще ему с ранних лет. Он всегда мог трезво оценить себя, свою игру, свои достоинства и недостатки. Получив прекрасное образование, с 11 лет учившись у таких прекрасных мастеров, как Лонати и Видуссо, уже в 1957 и 58 годах юный пианист получал первые места на престижных международных музыкальных конкурсах. Многие видели в нем приемника Микеланджели, чьи уроки он брал некоторое время. Эти занятия были весьма непродолжительны и мало повлияли на раскрытие творческого облика музыканта. Впоследствии Поллини крайне скупо и сдержанно отзывался о периоде обучения у Микеланджели.

После своего возвращения на эстраду, в середине 60-х годов, Поллини широко гастролировал по Европе, в 1968 году дебютировал в США, а в 1974 году совершил тур по Японии. В течении 30 лет и до сегодняшнего момента он сотрудничает с крупнейшей студией звукозаписи «Deutsche Grammophon», которая выпустила немало его дисков с произведениями Баха, Бетховена, Прокофьева, Стравинского, Булеза, Штокхаузена.

Некоторые их этих записей признавались лучшими записями года, а Поллини — лучшим пианистом современности (по различным опросам). В 1996 году музыкант получил Премию Эрнста Сименса, в 2001 — Diapason d’or за запись «Вариаций на тему Диабелли» Бетховена, в 2007 — «Грэмми» за ноктюрны Шопена. Помимо этого, к 60-летию музыканта вышел юбилейный сборник записей на 13 дисках Маурицио Поллини.

Ообое место в своем репертуаре пианист отводит и современной музыке: «Мне кажется очень важным расширить круг слушателей концертов, привлечь к музыке больше людей... Обращаясь к новому кругу слушателей, я хотел бы играть программы, в которых современная музыка стоит на первом месте, или по крайней мере, представлена так же полно, как и музыка XVIII и XIX веков. Я знаю, это звучит смешно, когда пианист, который посвящает себя главным образом великой классической и романтической музыке, говорит нечто подобное. Но я верю, что наш путь лежит в этом направлении».

На сегодняшний день Поллини является пианистом ХХI века. Его мастерство не вызывает сомнений ни у кого, его игра стилистически тонка и безупречна, самобытна, технически совершенна. Его записи большинство критиков называют эталонными. Четкость концепций и законченность их воплощения, глубина мысли и чувства — все это является визитной карточки исполнительской манеры художника.


Реклама:

© 2005—2009, artofpiano@mail.ru