Альфред Денни Корто (Alfred Cortot)

Один из титанов мирового пианизма, крупнейший музыкант ХХ века. Дирижер, педагог, пропагандист, литератор, наконец — пианист, чья слава облетела весь мир. Неподражаемый интерпретатор музыки композиторов-романтиков. Родился во французской семье 26 сентября 1877 года, в Швейцарии. Как и многие музыканты довольно рано начал свои занятия музыкой, обнаружив недюжий талант. Учился в Парижской консерватории у Л. Дьемера. Закончил её в 1896 году, выиграв гран-при. В тот же год дебютировал, как пианист на сцене с 3 фортепианным концертом Бетховена. С этого времени начались его концерты по многим странам Европы, которые проходили с большим успехом. Корто ещё со времени обучения в консерватории интересовался различными сферами музыкальной деятельности. Он изучал симфонические партитуры, увлекался Вагнером. Три года работал под руководством Ф. Мотля и Х. Рихтера концертмейстером и помощником дирижера в городе Байрет. Возвратившись во Францию, он становится активным пропагандистом музыки Вагнера. Выступая в качестве дирижера, он устраивает премьеры опер композитора. Позже он регулярно выступает как дирижер. А с 1902 года Корто основывает «Ассоциацию концертов Корто», которой руководил не один сезон. Лишь к 30 годам музыкант решает сосредоточиться на своей карьере пианиста. С 1907 года Корто начинает своё преподавание в Парижской консерватории. Как педагог он также добивается искоючительных успехов, выпустив из своего класса таких учеников, как Д. Липатти, А. Казелла, К. Хаскил. Многие пианисты мечтали попасть к нему в класс. В 1919 году вместе с Манже основывает небезызвестную «Эколь нормаль», в которой проводил летние курсы интерпретации. Корто обладал и литературным даром- написанные им «Французская фортепианная музыка» (в трех томах), «Рациональные принципы фортепианной техники», «Курс интерпретации», «Аспекты Шопена», редакции и методические труды известны по всему миру.

Сложным для музыканта оказалось время периода второй мировой войны. Из-за его преданности музыке Вагнера, любви к немецкой музыке и выступлениях на концертах, которые были организованы нацистами , многие отвернулись от музыканта. Долгие годы ему был заказан путь во Францию, которая так и не смогла простить Корто его любви к немецкой культуре. Его авторитет во многом пострадал. Во многих же других странах Европы отношение к музыканту до его последних дней осталось неизменно восторженным и почитаемым. Умер великий музыкальный деятель 15 июня 1962 года.

Корто до самой смерти оставался молодым, увлеченным человеком, влюбленным в музыку. Его игра не отличалась стабильностью, подчас он забывал текст на сцене, играл технически небрежно, грязно. Но если случались удачные его выступления, когда он был в особом расположении духа, то слушатели могли насладиться поистине феноменальным, захватывающим ,тонким, ярким выступлением пианиста. Он был настоящим смелым интерпретатором произведений, которые исполнял. Он никогда не гнался за виртуозностью, особое внимание музыкант уделял красоте звукоизвлечения. В его исполнениях главенствовал дух произведения, погруженность в музыку, глубина, поэтичность художественного образа, он ввел такой термин как «оркестровка для фортепиано». Он был музыкантом до мозга костей, полностью преданным своей профессии. Его репертуар был обширен — он неизменно отдавал предпочтение музыке композиторов-романтиков – Шопену, Шуману, Брамсу. Наряду с ними он великолепно исполнял транскрипции Листа, сонаты Бетховена, сочинения Мендельсона. И любое произведение приобретало в его исполнении неповторимые, яркие, особые черты, которые часто вызывали споры и неприятие критиков, но пользовались успехом у слушателей.


  • Шопен, вальс № 1 (соч. 18) Ми бемоль мажор

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru