Генрих Нейгауз

Генрих Густавович Нейгауз — значительная фигура во всей истории фортепианной музыки, один из самых великих педагогов представителей советской пианистической школы, музыкант, публицист, общественный деятель.

Родился на Украине , в Елизаветграде 12 апреля 1888 года в семье музыкантов. Он был двоюродным братом выдающегося польского композитора К. Шимановского, племянником известного пианиста композитора и дирижера Ф. Блуменфельда. Его родители — музыканты-педагоги, основавшиеся свою собственную музыкальную школу. Не смотря на то, что мальчик рос в музыкальной семье, его пианистическое развитие проходило в большей степени бессистемно, стихийно. Первые годы своих занятий на фортепиано он целиком и полностью отдавался импровизации на инструменте, следуя за музыкой, которая звучала у него в голове. В 12 лет Нейгауз впервые выступает с концертом на публике, а спустя несколько лет, по наставлению своего дяди Блуменфельда, отправляется учиться в Берлин, к известнейшему педагогу и композитору Годовскому. Проучившись у него весьма короткое время, Нейгауз внезапно отказывается от уроков, посвящаю последующие несколько своим странствиям по Европе. Он объезжает с концертами множество городов и стран, проходящими с большим успехом и теплыми рецензиями, в которых выражается надежда на то, что этот юный ещё пианист может стать невероятно талантливым большим музыкантом и занять видное место среди великих пианистов. Спустя несколько лет, повзрослевший, Нейгауз возвращается к своему учителю Годовскому в Венскую консерваторию, которую в последствии с блеском заканчивает. На протяжении всей своей жизни Нейгауз очень тепло вспоминал своего педагога, называя блистательным пианистом-виртуозом пострубенштейновской эпохи. Также, во время обучения в Вене, Нейгауз берет уроки композиции у ученика Танеева профессор Юона. Впоследствии он решает оставить свои опыты в композиции, не считая себя столь одаренным, чтобы написать такую же гениальную музыку, как у Баха, Моцарта, Шопена. Возможно, мир музыки потерял в его лице ещё и талантливейшего композитора.

По возвращению на родину, Нейгауз экстерном заканчивает Петроградскую консерваторию. В 1916 году он получает приглашение работать в Тифлисской консерватории, которое он принимает. Именно с этого года Нейгауз уже официально начинает свою педагогическую деятельность, которая продлилась многие и многие годы. После Тифлиса следует недолгое возвращение в родной город, а затем — несколько лет преподавания в консерватории Киева. Он очень много преподает, но при этом за этот промежуток времени успевает дать большое количество концертов, которые проходили с неизменным успехом.

В 1922 году происходит важное событие- переезд в Москву и начало преподавательской деятельности в Московской консерватории уже в качестве её профессора. Для Нейгауза 20-30-е годы были очень яркими и плодотворными, как для пианиста. Он выступает как сольно, так и с симфоническим оркестром и с квартетом Бородина. Программы его концертов включали разнообразную музыку по жанрам, стилям. По воспоминаниям его современников, музыкантов, которые присутствовали на этих концертах, концерты этих годов совершенно невозможно было забыть. Он играл так, как только он мог играть — воодушевленно, вдохновенно. Он был художником-творцом. Обладая своим исключительным звукоизвлечением, он передавал все тончайшие оттенки и краски каждого тона, созвучия. В его игре не было ничего искусственного, шаблонного. Он подчинялся исполняемой музыке, зорко подмечая все нюансы и творя на сцене с невероятной фантазией, свободой, полностью отдаваясь захватившим его чувствам.

В эти годы Нейгауз очень много общается с известными музыкантами, писателями, художниками и творческими деятелями Москвы. Такими, как Игумнов, Яворский, Мясковский, Фейнберг, Пастернак, Фальк, Габричевский, Асмус, Вильмонт, Андроников и другие. Знакомство с такими людьми способствовало творческому росту Нейгауза, как пианиста, педагога.

Начало же преподавания в Московской консерватории определяет его всю дальнейшую судьбу. С 1922 года и по 1964, до самой смерти, Нейгауз — профессор консерватории, с 1936 по 1964 — заведующий кафедрой специального фортепиано, и в течении ещё двух лет — с 1935 по 1937 — директор Московской консерватории. На протяжении всего этого времени многие его ученики становились лауреатами на престижных конкурсах, как в Советском союзе, так и зарубежом. Это такие Личности, как Рихтер, Гилельс, Зак, Малинин, Нейгауз, Крайнев, Любимов, Наумов, Зетель, Гутман и другие. Он создал феноменальную сильную одну из лучших пианистических школ не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Его традиции продолжают и передают теперь своим уже ученикам педагоги во всем мире, имевшие счастья учиться когда-то у него и получить те ценные знания, ощущения, эмоции, воспоминания, которыми только мог поделиться этот великий педагог. Он обладал огромнейшей эрудицией, феноменальной памятью, обаянием, которое так привлекало к нему молодежь.

С 1935 года Нейгауз стал ещё издаваться и как публицист, выступая в прессе со статьями, посвященными вопросам развития музыкального искусства, рецензируя концерты советских и иностранных музыкантов. Также выходит его знаменитая книга «Об искусстве фортепианной игры», которая впоследствии неоднократно переиздавалась и переведена на многие языки.

Умер Нейгауз в Москве 10 октября 1964. Его имя в музыке не будет забыто никогда. Его творческое наследие, его игра, его ученики сделали его легендой всего пианистического мира, и можно смело назвать его именем целую эпоху в истории развития музыкального искусства.


Сонаты Бетховена для фортепиано

  • Бетховен, Соната—фантазия № 14 или «Лунная соната» (исп. Г. Нейгауз)
  • Бетховен, Соната № 17 «Буря» (исп. Г. Нейгауз)
  • Бетховен, Соната № 24 (исп. Г. Нейгауз)
  • Бетховен, Соната № 30 (исп. Г. Нейгауз)
  • Бетховен, Соната № 31 (исп. Г. Нейгауз)

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru