Клара Хаскил (Clara Haskil)

Клара Хаскил — швейцарская пианистка с необычной, трагичной творческой судьбой. Необычайно одаренная, занималась музыкой с трехлетнего возраста, но получившая мировое признание лишь к концу своей жизни. Начавшая блестяще свой музыкальный путь, со временем все реже выходила на сцену, посвящая себя преподаванию. Очень хрупкая, маленького роста, стеснительная и не уверенная в себе – каждый выход на сцену давался ей тяжело. Возможно, это помешало сделать ей блестящую карьеру. Лишь после её смерти, талант артистки был оценен по достоинству.

Свои занятия Клара начала в 3 года под руководством матери. Получив начальные азы музыкальной грамоты, девочка отправляется в Вену. Она делает фантастические успехи, и уже с 10 лет начинает концертировать. Она играет как сольно, так и в камерных ансамблях, исполняя музыку Моцарта, Бетховена. Спустя несколько лет пианиста отправляется продолжать свое обучение в Парижскую консерваторию к Корто. Заканчивает она её блестяще, получив самые лестные отзывы от таких маститых музыкантов, как Форэ, Альбенис, Мошковский, Энеску. Они в один голос предсказывали юной скромной пианистке большое будущее.

Продолжая совершенствоваться, пианистка выступает с сольными концертами в Европе и США. Бузони, услышав её исполнение, выразил желание заниматься с пианисткой. Её репутация, как музыканта была уже очень высока. Она была исключительным ансамблистом — с ней охотно играли Изаи, Казальс, Энеску. В сольной карьере ей мешал недостаток мощи, физической силы. Он все чаще предпочитала камерное музицирование. С началом войны Хаскил уезжает в Швейцарию, ставшую ей домом до конца жизни. Она много преподает. К ней съезжаются ученики со всего света, лишь бы получить совет прославленной пианистки. Среди её учеников — Липатти, Анда. Последние десятилетие для Хаскил стало порой всеобщего признания, поры зрелости. Её интерпретации Моцарта, Шумана, Брамса вызывали полной восторг, её называли «святой фортепиано». Ей неподвластен был репертуар виртуозов, властвовавших весь ХХ век, но именно то, что она так отличалась от большинства музыкантов того времени своим романтическим духом, возвышенностью, просветленностью, тонкостью, богатством красок делает её фигуру ещё более легендарной и значительной среди всех лучших пианистов того времени. Самыми значительными её записями стали 2 концерта Баха, записанные вместе с Казальсом-дирижером и двух фортепиано с Андой; сонаты, 3 и 4 концерты Бетховена, 2 концерт Шопена, концерт Шумана, сочинения де Фальи, Скарлатти, множество камерных сочинений.

Жизнь Клары Хаскил трагично оборвалась в 65 лет. Сейчас уже объективно можно оценить её место в истории пианизма ХХ века. Слушая её записи, которые постоянно переиздаются и не устаревают, невозможно остаться равнодушным к её исполнению. Безграничная музыкальность, сила духа, мастерство, накопленное десятилетиями , ощущаются в каждой ноте, извлекаемой этой уже легендарной пианисткой.

Память о Хаскил хранят не только ее записи, но и статьи, воспоминания, посвященные ей. После смерти пианистки её друзья и поклонники (Фёдор Шаляпин, Пабло Касальс, Чарли Чаплин и другие) основали Ассоциацию памяти Клары Хаскил. Позднее она же учредила международный конкурс пианистов ее имени, который сейчас проводится в Швейцарии. В городе, где она прожила не одно десятилетие, установлен памятник и названа улица в честь прославленной артистки.


  • Бах, токката «ми минор» BWV 914
  • Бетховен, соната № 18, op. 31 № 3
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 4

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru