Георг Фридрих Гендель

Знаменитый музыкант прошлого Георг Фридрих Гендель — выходец из семьи немецких ремесленников, с детства проявивший удивительные музыкальные способности. И как большинство музыкантов того времени, Гендель не нашел поддержки своему увлечению со стороны семьи, однако стихийная тяга разбивала все преграды, и молодого мальчика замечает лучший музыкант и педагог родного города Галле — органист Фридрих Вильгельм Цахау. Так началась долгая и плодотворная музыкальная жизнь композитора...

Очень трудно охватить в одной обзорной статье безграничное творчество композитора. Отметим лишь, что стилю Генделя характерны яркие и выпуклые музыкальные образы, написанные «крупными мазками» с подчеркнутыми контрастами: четкий и ясный ритм, ровность и выпуклость мелодических линий. Многие критики отмечали необычайную ясность языка композитора, умевшего простейшими художественными средствами необычайно точно доносить мысль.

Гендель преуспел во всех стиляж и жанрах того времени: среди сочинений есть и оперы во всех разновидностях, свецкая и духовная хоровая музыка, многочисленные оратории, камерные вокальные сочинения и, наконец, сборники инструментальных пьес для различных инструментов. За всю жизнь автор написал более шестисот сочинений, остановимся подробнее на его клавирном творчестве.

Основной фонд клавирной музыки Генделя представлен сборниками сюит. Жанр сюиты Гендель понимал несколько иначе чем Бах, для Генделя важен прицип цикличности, организация разнохарактерного материала и отдельных завершенных пьес в единую композицию. Именно это стремление к единству заставляет автора отступать от традиционной схемы старинной сюиты, которой Бах достаточно строго придерживался. Сплошь и рядом Гендель меняет устоявшийся порядок танцевальных номеров, а нередко заменяет их пьесами нетанцевального плана.

Первый сбоник сюит вышел в 1720 году под непосредственным руководством самого Генделя. Побудило его взяться за это предприятие желание оградить свои сочинения от ошибок при переписывании, которым подвергались его сочинения, распространяемые во множестве рукописных копий. Сборние 1720 года — единственный тщательно подготовленный и выверенный автором, все остальные публикации производились не только без участия самого Генделя, но иногда и вопреки его воли.

На сайте представлены некоторые из сюит Генделя в исполнении двух мастеров — Андрея Гаврилова и Святослава Рихтера.

Простая и ясная музыка Генделя также легла в основу транскрипций других композиторов. Вариации и фуга B-dur op. 24 Брамса написано на тему арии из сюиты B-dur Генделя. Парафраз на тему сарабанды Генделя есть у Листа. Денисова было написано на тему последней пассакалии из сюиты соль минор из первой тетради Генделя специально для одной концертной программы.


Сюиты, тетрадь первая

  • Сюита № 1 ля мажор (HWV 426), исп. Гаврилов
  • Сюита № 2 фа мажор (HWV 427), исп. Рихтер
  • Сюита № 3 ре минор (HWV 428), исп. Рихтер
  • Сюита № 4 ми минор (HWV 429), исп. Гаврилов
  • Сюита № 5 ми мажор (HWV 430), исп. Рихтер
  • Сюита № 6 фа диез минор (HWV 431), исп. Гаврилов
  • Сюита № 7 соль минор (HWV 432), исп. Гаврилов
  • Сюита № 8 фа минор (HWV 433), исп. Рихтер

    Сюиты, тетрадь вторая

  • Сюита № 9 соль минор (HWV ???), исп. Рихтер
  • Сюита № 10 ре минор (HWV ???), исп. Гаврилов

    Транскрипции на темы Генделя других композиторов

  • Брамс, вариации на тему Генделя (соч. 24), исп. Амиров
  • Денисов, вариации на тему Генделя, исп. Амиров

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru