Теодор Давидович Гутман

«Отличительной особенностью игры Гутмана является тщательность, законченность интерпретации. В его игре нет промахов, недоделанных эпизодов, досадных небрежностей… Ему не свойственна внешняя самоуверенность, а тем более самодовольство. Его искусство согрето внутренней теплотой, лишено жесткости, сухости. Его тон полнозвучен, всегда мягок, приятен. За его игрой чувствуется большая человеческая доброта... Рано созревший талант артиста определился уже давно... Пианист нашел себя еще в юности, а годы прибавили уверенную законченность мастерства... Художественная личность Гутмана по своей цельности, сдержанной глубокой эмоции... ранней творческой зрелости, по законченному мастерству... — смутно вызывает в памяти великую тень, стоявшую над его колыбелью, — мы говорим о Шопене... Шопен — горячая привязанность Гутмана на всю жизнь»

А. Альшванг «Генрих Нейгауз и его школа» (1938 г.)

Теодор Давидович Гутман родился 11 ноября 1905 года в Киеве в интеллигентной семье. Его отец был пианистов и работал в Киевском оперном театре. Поэтому все детские музыкальные впечатления Теодора были связаны с этим музыкальным жанром. Первым учителем для него стал отец. Но в 1918 году он умирает и мальчику приходится готовиться к поступлению в консерваторию под руководством учеников отца. Надо сказать, что обучение в Киевской консерватории пришлось на годы творческого расцвета музыкального Вуза. В то время там работали Г. Нейгауз, Ф. Блюменфельд, В. Яворский, учился В. Горовиц. Общение и дружба с этими великими музыкантами очень повлияли на развитие личности Гутмана. Первые два года он учился в классе Турчинского, затем у Нейгауза, встреча с которым стимулировала его интерес не только к концертной деятельности, но и, самое главное, к педагогике. С 1924 по 26 годы Гутман работает преподавателем в консерватории. В 1926 году музыкант поступает в класс Нейгауза и переезжает в Москву. Спустя 5 лет он оканчивает консерваторию с золотой медалью, и становится ассистентом в классе Нейгауза. Пианист довольно много концертирует по всей стране как сольно, так и в составе трио: со скрипачем М. Затуловским, виолончелистом Г. Цомык. Одновременно с этим он работает на Всесоюзном радио. В 1932 году Гутман становится лауреатом II Международного конкурса имени Шопена в Варшаве, а через год получает третью премию на I Всесоюзном конкурсе пианистов в Москве. Завоевав эти престижные награды, он постепенно входит в ряды ведущих музыкантов всего Советского Союза. Он преподает не только в консерватории, но и в музыкальном училище при консерватории. А в возрасте 36 лет получает звание профессора. В годы Великой Отечественной Войны Гутман вместе со своими учениками был эвакуирован в Пензу, а после своего возвращения он не был приглашен опять работать в Московской консерватории. Это было тяжелым ударом для музыканта. Немного позже он получает приглашение от Е. Гнесиной преподавать в музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, который на долгие 50 лет становится его родным домом. С 1958 по 1972 годы он заведует кафедрой специального фортепиано. Среди его учеников были будущие знаменитые пианисты, педагоги школ и институтов, профессора, лауреаты всероссийских и международных конкурсов. Список их очень большой В. Тропп, С. Почекин, В. Монастырский, Н. Груберт, И. Беркович, А. Скрипай, В. Зверева, И. Лавров, С. Сенков, И. Бриль, Л. Чижик, М. Андрианов, А. Майкапар, Ф. Готлиб, И. Фридман и многие другие.

Своим ученикам Гутман стремился открыть красоту музыкального мира в его многообразии, научиться смотреть на мир с восторгом и удивлением, пытался воспитать в них чувство прекрасного, а затем все эти ощущения воплотить в своей игре. — Вот эти из некоторых основ знаменитой школы Т. Гутмана.

По воспоминаниям его ученика В. Троппа: «Он вводил слушателей в поэтическую атмосферу пьесы. И после этого он играл ее целиком. Эти концерты-беседы оставляли неизгладимое впечатление у многочисленных слушателей. Зал бывал переполнен, приезжали музыканты не только из московских учебных заведений, но и из других городов».

Все свое время Гутман отдает педагогике, которая заняла основное место в его жизни. Он почти не концертирует, лишь изредка его на концертах, посвященным юбилейным датам. Последние концерты музыканта состоялись в 1994 году, на вечерах памяти Нейгауза и Гнесиной. Скончался Гутман в ноябре 1994 года, не дожив нескольких месяцев до своего 90-летия.

Теодор Гутман был артистом серьезной, глубокой мысли, зрелого мастерства, большого динамического диапазона. К великому сожалению, нет практически никаких его записей. Лишь в 1999 году японская фирма «Denon» выпустила два компакт-диска с выступлениями пианиста. Туда вошли сочинения Шопена, Шумана, Мендельсона, Брамса, Мясковского, Аренского. В России до сих пор не выпущено ни одной его записи.

Звание заслуженного деятеля искусств было присвоено ему только в 1991 году. В 2005 году прошел фестиваль, посвященный столетию этого выдающегося педагога и музыканта. На него съехалось огромное количество его учеников, знаменитых сейчас во всем мире. Наконец-то наступает время настоящей оценки таланта этого великого музыканта.


  • Брамс, Рапсодия № 2 (соч. 79/2)
  • Скрябин, прелюдия и ноктюрн для левой руки
  • Шопен, Баллада № 2 («Фа мажор», op. 38)
  • Шопен, Скерцо № 1 («Си минор», op. 20)
  • Шуман, Токката (op. 7)
  • Шуман, «Арабески» (op. 18)

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru