Мария Израилевна Гринберг

«Искусство этой выдающейся пианистки, несомненно, составляет целую эпоху в летописях фортепианного исполнительства»

«Искусство Гринберг таит в себе энергию огромной силы. Обращаясь к лучшим душевным свойствам слушателя, оно вызывает мощный и радостный ответный отклик. Неотразимость воздействия игры пианистки объясняется прежде всего интонационной убедительностью, "отчетливостью", досказанностью каждого оборота, пассажа, темы, а в конечном итоге покоряющей правдивостью выражения…Непосредственность, искренность проявляются в первозданной интонационной свежести исполнения».

Мария Изралиевна Гринберг — советская пианистка, преподаватель, цельная и многогранная личность. Талант этой артистки не был известен за границей — в силу разных причин многие годы она гастролировала только в Советском Союзе. Спустя десятилетия после её смерти её имя становится все более известным и почитаемым среди профессиональных музыкантов и многих любителей музыки.

Мария Гринберг родилась 6 сентября 1908 года в Одессе, в семье учителя. Отец был ученым, а мать давала частные уроки музыки. До 18 лет Мария училась у известного в Одессе педагога Айзберга, также брала уроки у Блуменфельда (дядя Генриха Нейгауза). В 1926 году пианистка поступает в Московскую консерваторию в класс Игумнова. Именно от этого знаменитого музыканта она приобрела мастерство владение звуком, стилистическую чуткость. С 1933 по 1935 год артистка продолжила учиться у него в аспирантуре.

В 1935 году Гринберг участвовала во Втором всесоюзном конкурсе пианистов, где заняла второе место. Казалось бы, это лауреатство станет толчком в её карьере. Но творческий путь её был сложен. Муж и отец замечательной пианистки были репрессированы в 1937 году, а сама Гринберг была уволена со всех работ. В эти годы приходилось буквально голодать, но позже по чьему-то ходатайству повторно разрешили выступать как пианистке.

Как у всякого большого музыканта, ее репертуар, обогащавшийся из года в год, был очень широк, и довольно трудно говорить в ограничительном смысле о репертуарных склонностях пианистки. На разных этапах художественного развития ее привлекали разные пласты музыки. И все-таки... Еще в середине 30-х годов Альшванг подчеркивал, что идеалом для Гринберг является классическое искусство. Постоянные ее спутники — Бах, Скарлатти, Моцарт, Бетховен. В сезоне, когда отмечалось 60-летие пианистки, она провела концертный цикл, в который вошли все фортепианные сонаты Бетховена.

К концу жизни Гринберг признали, и даже разрешили выступать за границей, также она получила статус профессора в Академии им. Гнесиных. Среди её учеников — Штаркман и Шамвили.


  • Аренский, фантазия на тему Рябинина
  • Глинка, вариации на песню «Соловей» Алябьева и несколько других пьес
  • Лядов, избранные этюды
  • Лядов, вариации соч. 51 на польскую народную песню
  • Метнер, две сказки op. 20

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru