Глен Гульд (Glen Gould)

Гленн Гульд — один из самых знаменитых пианистов всего мира. Неповторимый и оригинальный музыкант, прославившийся в большей степени своей интерпретацией музыки И. С. Баха. Музыкант, который после 30 лет оставил большую сцену и решил сосредоточиться на записи своих пластинок, предугадав большое будущее за развитием звукозаписи. Человек, имевший большое количество странностей и фобий — он избегал рукопожатий, всегда одевался очень тепло, боясь заболеть; Играл он, сидя только на своем любимом табурете, сделанном когда-то его отцом; Во время игры он имел привычку довольно громко напевал себе под нос. Его безграничный талант плюс совокупность многих характерных только ему черт делают его фигуру столь загадочной и притягательной в своей неординарности.

Гленн Херберт Гулд родился 25 сентября 1932 в Торонто, в семье музыкантов. Родители не припятствовали его тяге к музыке и лишь поощряли его музыкальное развитие. Первым педагогом Гленна была его мать, внучатая племянница композитора Э. Грига. С 10 лет он поступает в Торонтскую Королевскую консерваторию и начинает учиться у А. Герреро по фортепиано и у Ф. Сильвестра на органе. И уже всего в четырнадцать лет оканчивает её. С 1945 года начинает выступать сольно — как органист и пианист. Постепенно к нему приходит слава благодаря своим выступлениям на телевидении и радио Канады. С 1955 года начинаются гастроли музыканта по Америке. Впервые услышав его концерты, известные звукозаписывающие компании выстраивались в очередь, чтобы заключить с ним контракт. И первая же пластинка, выпущенная им в 1956 году, стала сенсацией и тиражировалась многие десятилетия. Это была запись «Гольдберг-вариаций» И. С. Баха.

В 1957 году Гленн Гульд впервые, из всех американских пианистов, переступает границу СССР и дает здесь серию своих концертов. Он много играет Баха, Бетховена, а также современных композиторов — Шёнберга, Берга. Буквально на пике своей карьеры, когда залы на его вступлениях не вмещали всех желающих его услышать, когда слава о нём только разлеталась по всему миру, Гульд неожиданно для всех решает прекратить свою концертную деятельность. Последний свой концерт он сыграл 10 апреля 1964 года в Лос-Анджелесе. Свой такой поступок он объяснял тем, что музыкант-исполнитель подвергается случайностям концертных вступлений. Что все мастера разных видов искусств могут позволить себе совершенствовать свои творения, не боясь утерять наилучший результат своей работы. То, чего лишены концертирующие музыканты. А видео-аудио запись, радио и телевидение имеют гораздо больше преимуществ для достижения лучшего контакта и взаимопонимания между исполнителем и слушателем.

Не смотря на большое количество предложений Гульд более никогда не выступал публично. Несколько раз он снимался в фильмах, посвященных своему творчеству, для французского, американского, канадского телевидения. Продолжал выпускать записи до последних своих дней. В его репертуар входили произведения от композиторов добаховской эпохи до современных авангардистов. Он полностью записал всего Шёнберга, ряд редких произведений Хиндемита, Сибелиуса, Штрауса. А также сочинения Орландо Гиббонса — композитора, которого он ценил высоко оценивал и очень любил.

Многие считали, что он обязан своей феноменальной технике и очень четкому туше прежде всего своей посадки за инструментом. Он всегда сидел очень низко и мог контролировать каждую ноту даже при самых быстрых темпах. Он все время находился в поиске, часто предлагая совершенно разные трактовки одних и тех же произведений.

Помимо исполнительства Гульд также составлял тексты сопроводительных буклетов к своим дискам. Они были остры, увлекательны, написаны с чувством юмора. Он очень не любил духа соревновательства в искусстве, но не смотря на это был обладателем множества различных наград. Он четырежды удостаивался премии Грэмми, был включен в Канадский музыкальный зал славы. После его смерти открыт фонд имени Гленна Гульда, который раз в три года вручает премию имени его музыкантам за выдающиеся заслуги. Существуют школа и студия в Торонто, которые функционируют до сих пор.

Его записи выходили и продолжают выходить большими тиражами по всему миру, его творчество высочайше оценивается музыкантами и слушателями по всему миру. Его харизма и своя собственная неповторимая манера игры завоевали миллионы преданных поклонников. Умер Гленн Гульд в Торонто 4 октября 1982, оставив после себя большое наследий своих смелых интерпретаций великих композиторов.


  • Бах, все токкаты
  • Бах, 15 двухголосных инвенций
  • Бах, 15 трехголосных инвенций
  • Бах, 1 французская сюита
  • Бах, 2 французская сюита
  • Бах, 3 французская сюита
  • Бах, 4 французская сюита
  • Бах, 5 французская сюита
  • Бах, 6 французская сюита
  • Бетховен, соната № 5

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru