Клаудио Аррау (Claudio Arrau)

Клаудио Аррау Леон — феноменальный, блестящий чилийский сверхвиртуоз-пианист, мефистофельского плана. Один из лучших признанных интерпретаторов музыки Бетховена, Брамса, Баха, Листа. Самобытный, противоречивый исполнителей. Его трактовкам произведений были свойственны замедленный темп, богатое, глубокое полнозвучное исполнение, исключительная виртуозность, напор, эмоциональность.

С самого детства Аррау называли вундеркиндом. Родился мальчик в Чили 6 февраля 1903 года. Уже в 6 лет он дебютировал на сцене с произведениями Шумана, Бетховена, Шопена. Он настолько поразил публику своим дарованием, что вскоре ему была назначена государственная стипендия для обучения в Европе. В возрасте 7 лет отец привел его показаться известнейшему музыканту Э. Фишеру, который буквально после нескольких минут игры юного пианиста был совершенно очарован и впечатлен талантом будущего великого музыканта. На вопрос Фишера «что бы он хотел сыграть?» мальчик ответил «Я играю всего Баха…».

Его музыкальное и пианистическое развитие двигалось семимильными шагами. Уже в 15 лет Аррау заканчивает Берлинскую консерваторию по классу М. Краузе. С этого возраста начинается его активная концертная деятельность. Он любим публикой многих залов, он неустанно работает и растет в профессиональном плане. Недаром уже в 19 25 году консерватория Штерна принимает его в свой штат педагогом. Завоевание же мировой славы происходило у музыканта постепенно и не торопливо вместе с развитием его собственного стиля, расширением репертуара. Он давал много концертов в Европе, которая в итоге полюбила и признала талант этого виртуозного, блестящего, темпераментного интерпретатора. Первая его попытка завоевать Америку закончилась неудачей- публика приняла его совершенно равнодушно и холодно. И лишь после его переезда в страну в 1941 году он получил признание и там. На своей родине музыканта воспринимали чуть ли не как национального героя. В его честь называли улицы, он обладал дипломатическим паспортом, позволявшим ему свободно передвигаться по миру и не зависеть ни от каких бюрократических проволочек. Артист никогда не терял своязи со своей родиной, даже переехав жить в Америку. Он основал в Чили свою собственную школу, которая впоследствии превратилась в консерваторию. Лишь спустя годы, после прихода Пиночета к власти, пианист в знак протеста отказывается посещать страну до той поры, пока там властвуют фашисты.

Аррау дважды приезжал с гастролями и в Советский Союз. В первый свой приезд он удивил публикой своим энергетическим напором, виртуозностью, филигранным исполнением самых сложных технически произведений. Но он не смог завоевать любовь ценителей музыкального искусства, пресыщенных в то время множеством выступлений иностранных музыкантов. Совершенно иной был его приезд в 1968 году, спустя почти 4 десятилетия. Музыкант предстал перед публикой не юным темпераментным, безудержным виртуозом, а глубоким , тонким, мудрым интерпретатором музыки. Он не гнался за виртуозностью, не пытался поразить напором, пылом, блеском. Он уделял внимание красоте и богатству звуковой палитры. Как искусный ювелир, он открывал перед слушателем весь тонкий, лиричный, чувственный мир музыки. Его игра не утратила безупречности, но она стала более интеллектуальна, психологична, мудра, проникновенна. Аррау предстал настоящим художником, творцом. Его музыкальный, пианистический рост не прекращается. Он расширяет свой репертуар, включая в него произведения Грига, Чайковского, Равеля, Шуберта. Незабываемым для слушателей остался цикл его концертов, посвященных 200летию со дня рождения Моцарта. Он нередко обращается в современных композиторов, включая их сочинения в программы своих концертов. В 1935 году он, впервые после 6летнего возраста, возвращается к музыке Баха. Он дает цикл из 12 концертов , в которых прозвучали практически все произведения композитора, написанные для клавира. Он настолько преклонялся перед гениальностью Баха, что дает себе слово больше не исполнять его на своих концертах, будучи уверенным что его невозможно сыграть на фортепиано. Аррау также очень тщательно и ответственно относился к изучению каждого музыкального сочинения, которое ему приходилось играть. Он считал, что любой исполнитель обязан сначала изучить концепцию произведения и стиль композитора. Он анализировал каждый звук, каждую фразу, однажды даже сказав, что настоящего легато можно достичь и без педали.

Нужно заметить, что свою гастрольную жизнь артист никогда не прекращал, однажды признавшись, что «остановившись, ему будет очень трудно опять начать играть». Накануне своего 80-летия Аррау продолжал гастролировать в Европе, Северной Америке, Бразилии и Японии. В 1983 году пианисту была присуждена Чилийская национальная премия искусств, в 1984- впервые после долго перерыва он сыграл сольные концерты на своей родине.

Клаудио Аррау умер в Австрии в 1991 году, похоронен был в родном городе — Чиллане.


Все фортепианные концерты Бетховена

  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 1
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 2
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 3
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 4
  • Бетховен, концерт для фортепиано с оркестром № 5

    Все фортепианные сонаты Бетховена

  • Бетховен, ранние сонаты op.2, №№ 1—3
  • Бетховен, соната № 4 Es-dur
  • Бетховен, op.10, три сонаты №№ 5—7

    Клод Дебюсси

  • Дебюсси, «Образы», первая серия
  • Дебюсси, «Образы», вторая серия
  • Дебюсси, Прелюдии, первая тетрадь
  • Дебюсси, Прелюдии, вторая тетрадь

    Роберт Шуман

  • Шуман, «Бабочки», op. 2
  • Шуман, «Фантастические пьесы», op. 12

  • Реклама:

    © 2005—2009, artofpiano@mail.ru